Организация сервиса на железнодорожном транспорте
Железнодорожный транспорт в
Российской Федерации имеет исключительно важное значение в жизнеобеспечении
многоотраслевой экономики и реализации социально-значимых услуг по перевозке
пассажиров. В силу природно-климатических и политико-экономических условий
нашей страны, ее огромных сухопутных пространств он несет основную нагрузку по
перевозкам.
Всеобъемлющая роль железнодорожного
транспорта в экономике и социальной сфере Российской Федерации определена в
статье первой Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской
Федерации»: «Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является
составной частью единой транспортной системы Российской Федерации во
взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и
качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и
государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию
условий для развития экономики и обеспечения единства экономического
пространства на территории Российской Федерации».
Ведущую роль железнодорожного
транспорта в общей транспортной системе определяет сравнительно низкая
себестоимость, массовость, универсальность, регулярность, надежность и быстрота
перевозок, повсеместность расположения сети, возможность доставки грузов от
склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Железнодорожный транспорт
работает непрерывно в течение года и суток, осуществляя массовую перевозку
топлива, металлов, леса, строительных материалов, удобрений, зерна,
продовольственных и многих других грузов всех отраслей экономики, обеспечивая
нормальное функционирование производства, жизнедеятельность людей в городах и
сельской местности.
На железнодорожный транспорт
возложен большой объем воинских и специальных перевозок, ему отводится
важнейшая роль в мобилизационной подготовке.
Железнодорожный транспорт
обеспечивает единство экономического и стратегического пространства России,
является интегрирующим и государственно-образующим сектором и стабилизирующим
фактором экономики. В новых социально-экономических условиях основной задачей
федерального железнодорожного транспорта является транспортное обслуживание
грузоотправителей, грузополучателей, населения, других физических и юридических
лиц.
В настоящее время требуется не
только перевезти груз и выдержать срок его доставки, но и осуществить
транспортное обслуживание по различным классам качества, минимизируя потери при
перевозке и затраты на них. Для этих целей необходимо применять удобные для
грузоотправителей и грузополучателей технологии перевозочного процесса,
осуществлять перевозки с повышенными скоростями, оптимально согласовывать ритмы
работы поставщиков, потребителей, железнодорожного транспорта и время доставки
грузов для конкретных грузоотправителей и грузополучателей, информировать их о
продвижении груза, обеспечивать полноту и качество предоставляемых услуг и т.п.
Социально-экономические
преобразования в стране вызвали объективную необходимость структурной реформы
федерального железнодорожного транспорта, переориентации его на рыночные методы
организации и управления. Цель программы реформирования железнодорожного
транспорта – повышение эффективности его работы за счет развития конкуренции и привлечения
инвестиций.
Программа структурной реформы
предусматривает три этапа реструктуризации федерального железнодорожного
транспорта до 2010 года.
Первый этап (подготовительный до
2002г.), - формирование необходимой законодательной базы работы
железнодорожного транспорта в новых условиях и разделение функций
государственного и хозяйственного управления. При этом функции хозяйственного
управления переданы вновь созданному открытому акционерному обществу
«Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Для этого принято Постановление
Правительства Российской Федерации №585 от 18 сентября 2003г. «О создании
открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Единственным
акционером общества является Российская Федерация (100% акций находится в
государственной собственности). От имени Российской Федерации полномочия
акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.
Второй этап реформирования
(2003-2006г.г.) предусматривает подготовку и поэтапное организационное
выделение из состава ОАО «РЖД» дочерних акционерных обществ по видам
деятельности (перевозка контейнеров, скоропортящихся грузов, транзитные
перевозки и др.) Организация перевозочного процесса, содержание и эксплуатация
инфраструктуры останутся за железными дорогами. На втором этапе должны быть
сформированы условия для развития конкуренции в сфере перевозок.
На третьем этапе в течение
2006-2010г.г. предусматривается дальнейшее усиление государственного
регулирования в естественно-монопольном секторе и развитие конкуренции в
конкурентной сфере. Будет постепенно происходить открытие выделенных видов
деятельности для частных инвесторов путем продажи пакетов акций дочерних
акционерных обществ. В результате преобразований на третьем этапе в составе ОАО
«РЖД» останется инфраструктура железнодорожного транспорта, основная часть
локомотивного парка и около половины грузового вагонного парка. Произойдет
окончательная демонополизация в сфере грузовых и пассажирских перевозок,
появятся независимые железнодорожные компании, владеющие собственной
инфраструктурой и подвижным составом. При этом сохранится единство
железнодорожного транспорта и государственный контроль за его деятельностью.
Программа структурной реформы на железнодорожном
транспорте позволит: повысить устойчивость работы железнодорожного транспорта,
его доступность, безопасность и качество предоставляемых услуг; сформировать
единую гармоничную транспортную систему страны; снизить совокупные
народно-хозяйственные затраты на перевозки грузов железнодорожным транспортом; удовлетворить
растущий спрос на услуги железных дорог; повысить уровень жизни работников
железнодорожного транспорта.
В современных условиях
экономическая устойчивость железнодорожного транспорта определяется технологией
организации и управления перевозочным процессом, выполнением начальных и
конечных операций и формированием заказов на перевозки. Это сфера деятельности
структур железнодорожного транспорта, занимающихся грузовой и коммерческой
работой и фирменным транспортным обслуживанием.