Повышение безопасности городских дорог
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела
особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей
дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в
безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования
системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников
дорожного движения.
В 2004 году произошло свыше 208 тыс.
дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34,5 тыс. человек. По
сравнению с 1997 годом число погибших возросло на 27,8 процента. Более четверти
погибших в дорожно-транспортных происшествиях составили люди наиболее активного
трудоспособного возраста (26 - 40 лет). Всего за последние 10 лет в
дорожно-транспортных происшествиях погибли 312,5 тыс. человек.
Дорожно-транспортные аварии наносят экономике России
значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2 - 2,6 процента валового
внутреннего продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том
числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей).
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в
России являются наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на
препятствие, наезд на стоящее транспортное средство. Свыше трех четвертей всех
дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного
движения водителями транспортных средств. В каждом восьмом происшествии виноват
водитель, находившийся в состоянии опьянения. Около трети всех происшествий
связаны с неправильным выбором скорости движения. Каждый седьмой водитель,
совершивший дорожно-транспортное происшествие, не имеет права на управление
транспортным средством. Вследствие выезда на полосу встречного движения
происходит около 13 процентов дорожно-транспортных происшествий. Аварийность
увеличивается по вине водителей транспортных средств, принадлежащих физическим
лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80 процентов происшествий,
совершаемых по вине водителей. Две трети всех происшествий из-за нарушений
Правил дорожного движения водителями совершается водителями легковых
автомобилей.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой
участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет численность
пешеходов, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, увеличилась на 30
процентов. Всего за этот период погибло свыше 100 тыс. и ранено свыше 500 тыс.
пешеходов. Крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного
движения является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние
аварийности в России.
Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во
многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при имеющемся
перераспределении перевозок от общественного транспорта к личному,
увеличивающейся диспропорцией между приростом числа автомобилей и приростом
протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные
потоки. Так, существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городах
фактически соответствует уровню 60 - 100 автомобилей на 1 тыс. жителей, в то
время как современный уровень обеспечения автомобилями уже превысил 200 автомобилей
на 1 тыс. жителей.
Следствием такого положения является ухудшение условий
движения, заторы, увеличение расхода топлива, ухудшение экологической
обстановки и рост количества дорожно-транспортных происшествий. В настоящее
время в городах и населенных пунктах происходит более 70 процентов всех
дорожно-транспортных происшествий. Темпы прироста числа пострадавших в городах
опережают темпы прироста количества дорожно-транспортных происшествий. Почти 60
процентов дорожно-транспортных происшествий, происходящих в городах, приходится
на республиканские, краевые и областные центры.
Изучение особенностей современного
дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное
увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадавшие
получают травмы, характеризующиеся особой тяжестью повреждений. Неэффективная
организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной
из основных причин высокой смертности при дорожно-транспортных происшествиях.
Общая смертность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в 12 раз
выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев,
инвалидность - в 6 раз выше, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз
чаще.
В связи со сложившейся ситуацией необходимо
реализовать следующие мероприятия:
- продолжение работ по организации движения
транспорта и пешеходов, в том числе внедрение комплексных схем и проектов
организации дорожного движения и автоматизированных систем управления движением
магистрального, районного и общегородского значения, расширение объема работ по
строительству подземных и надземных пешеходных переходов;
- продолжение работ по созданию современных
контрольных приборов и технических систем нового поколения для переоснащения
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации;
- проведение кампаний, направленных на формирование у
участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения
- повышение роли общественных объединений и
организаций в проведении профилактических работ;
- совершенствование работ по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование форм и методов
контрольно-надзорной деятельности, направленной на соблюдение участниками
дорожного движения установленных нормативов и правил;
- совершенствование форм и методов международного
сотрудничества по проблемам безопасности дорожного движения.
Одним из методов организации безопасного движения
является усовершенствование дорожных знаков, разметки, технических систем и
прочих приспособлений.