Организационно-производственная структура порта, его хозяйственный механизм
Страница 1
Подавляющее количество российских морских торговых портов имеют организационно-правовую форму в виде акционерных обществ (большинство – открытые акционерные общества). Соответственно в порту тогда можно выделить два уровня: акционерное общество и производственное предприятие (непосредственно торговый порт).
Непосредственно предприятие морской торговый порт (его организационно-производственную структуру) можно разделить на два уровня: управление порта и производственный уровень.
В организационно-производственной структуре порта можно выделить условные (неформальные) службы, в состав каждой из которых входят как подразделения управления, так и производственные подразделения:
– эксплуатационная (возглавляется заместителем генерального директора по эксплуатации или по производству). В состав входят подразделения управления (главная диспетчерская (или производственная дирекция), коммерческая дирекция) и производственные подразделения (производственные перегрузочные комплексы (или стивидорные компании), портовый флот, морской вокзал, бункеровочная нефтебаза, участок водозабора;
– механизации и технологии (возглавляет заместитель генерального директора по механизации и технологии). В состав входят подразделения управления (отдел механизации и отдел главного технолога) и производственные подразделения (комплексы крановой механизации, комплексы малой механизации (гаражи авто- и электропогрузчиков, гаражи специальных машин (специальные погрузчики) на правах комплексов механизации), комплексы технологического обеспечения;
– технической эксплуатации и развития порта (возглавляет главный инженер или технический директор). В состав входят подразделения управления (отдел гидротехнических и инженерных сооружений, отдел главного энергетика, отдел материально-технического снабжения – МТС) и производственные подразделения (склады МТС, котельно-тепловое хозяйство, энергетическое хозяйство, мастерские различного типа, ремонтно-строительный участок, участок связи, автобаза, участок разделки металлолома);
– кадров и безопасности (возглавляется заместителем генерального директора по кадрам/и трудоустройству/и безопасности/и социальной работе). В состав входят подразделения управления (отдел кадров, отдел социальной работы, служба безопасности) и производственные подразделения (ВОХР, учебно-курсовой комбинат, комплекс социально-бытового обеспечения, общежития, ЖКХ, детские и спортивно-оздоровительные учреждения и др.);
– экономики (возглавляет главный экономист порта). В состав входят подразделения управления (дирекция по стратегическому развития, дирекция по маркетингу, дирекция по планированию, валютно-финансовый отдел;
– информационных технологий (информационно-вычислительный центр – возглавляет директор ИВЦ). В состав входят подразделения управления (отделы и сектора: постановки задач, разработки программного обеспечения, сопровождения задач, технического обслуживания электронно-вычислительной техники) и производственные подразделения (филиалы ИВЦ, удаленные терминальные устройства).
– охраны труда (возглавляет помощник по технике безопасности). В состав входит кабинет охраны труда.
Кроме условных служб в структуру управления порта входят самостоятельные отделы: первый отдел (охрана секретных сведений), второй отдел (отдел по ликвидации чрезвычайных ситуаций), юридический отдел, канцелярия, секретариат, административно-хозяйственный отдел.
Следует помнить, что ППК является структурным подразделением порта (т.е. связано с управлением порта как административно, так и функционально), а СК является самостоятельным предприятием, и связана с управлением порта только функционально.
Варианты хозяйственного механизма порта
Под хозяйственным механизмом порта (т.е. под внутренним хозяйственным механизмом предприятия) мы будем понимать совокупность условий взаимодействия подразделений порта между собой и организацию (схему) движения финансов внутри предприятия (порта). В частности, в первую очередь нас интересует хозяйственный механизм взаимодействия производственного перегрузочного комплекса с другими подразделениями порта.
Можно выделить три варианта хозяйственного механизма порта:
1. Централизованный.
2. Комбинированный.
3. Децентрализованный.
организационная производственная структура порт
1. Централизованный
Все доходы от подразделений основной производственной деятельности попадают на общий счет порта. Предварительно все подразделения как формирующие доходную часть порта, так и не приносящие доходы подают заявки на формирование расходной части. Управление порта, согласуясь с заявками всех подразделений, выделяет средства на покрытие расходов каждого подразделения и на покрытие общепортовых расходов.