Таблица 5.2.
Критерии оценки положения портов |
Порт Печора |
Порт
Нарьян-Мар |
Порт Салехард |
Географическое
положение |
Город в Республике Коми (Россия), в 588 км к северо-востоку от Сыктывкара. Расположен в северо-восточной части Республики Коми на правом берегу реки Печоры. Географические координаты определяются 65°08′ с. ш. 57°13′ в. д. Крупный речной порт находится на Европейском Северо-востоке. |
Административный центр Ненецкого автономного округа (Россия). Его координаты - 67°38′28″ с. ш. 53°02′41″ в. д. / 67.641111° с. ш. 53.044722° в. д. Город расположен в низовьях реки Печоры, в 110 км от Баренцева моря.Железнодорожная станция — Печора, находится на расстоянии 340 км. |
Город в России, административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа.Город расположен на правом берегу Полуя недалеко от его впадения в Обь, в 2436 км от Москвы. |
С чем граничит (обеспечение экономически
выгодных транспортных связей) |
Границы Республики Коми: Ненецкий автономный округ (север, северо-восток), Ямало-ненецкий автономный округ (северо-восток, восток), Ханты-мансийский автономный округ (юго-восток, юг), Свердловская область (юг), Пермская область (юг), Коми-пермяцкий автономный округ (юг), Кировская область (юг, юго-запад, запад), Архангельская область (северо-запад, север). Общая длина границ республики составляет 4415 км. |
Территория округа омывается на западе водами Белого, на севере Баренцева и Печорского, на северо-востоке Карского морей, образующими многочисленные заливы — губы: Мезенскую, Чёшскую, Колоколковскую, Печорскую. |
Ямало-Ненецкий АО граничит с Ненецким АО, Республикой Коми (на северо-западе), с Ханты-Мансийским АО (на юге), Таймырским АО (на северо-востоке) и Красноярским краем (на востоке и юго-востоке). |
Выход к морям, рекам |
Выход к Баренцеву морю, Печорскому. Река Печора – магистральный путь Печорского бассейна, впадает в Печорскую губу. Выход в Северный Ледовитый океан. |
Выход к Баренцеву морю, Печорскому. Впадает река в Печорскую губу. Выход в Северный Ледовитый океан. |
Выход к Карскому морю, в Обскую и Тазовскую губуы. |
Пассажирские перевозки |
С городами Республики Коми Печора связана железной дорогой, ежедневными поездами на север: Печора - Инта, на юг: Печора - Сыктывкар. Проходят через Печору поезда Москва - Воркута, Адлер - Воркута. С соседними районами республики Печорский район связан только зимниками, но строительство современных автодорог планомерно ведется, что в скором времени избавит район от временной сезонной изоляции. Автобусы ходят только внутри района. Слабое развитие пассажирских автоперевозок компенсируется речным транспортом. Печорским пароходством осуществляются перевозки пассажиров по маршруту Щельяюр (Ижемский район РК) - Нарьян-Мар (Ненецкий АО). |
Автобусы ходят только внутри района. Слабое развитие пассажирских автоперевозок компенсируется речным транспортом.
Осуществляются перевозки пассажиров по маршруту Щельяюр (Ижемский район РК) - Нарьян-Мар (Ненецкий АО). |
Пассажирские перевозки в бассейне западной сибири обеспечиваются линией Омск – Тобольск – Салехард, скоростной транзитной линией Березово - Салехард - Мужи. |
Грузы |
Основной груз, перевозимый дорогой: каменный уголь, нефть, лес, минеральные строительные материалы. |
Среди грузов лес, уголь, минерально-строительные и продовольственные грузы, контейнеры, машины, металл. |
Среди перевозимых грузов минеральные строительные материалы стоят на первом месте, как по объему, так и грузообороту. |
Специализация |
Печорский речной порт (на р. Печора) – высокомеханизированное транспортное предприятие, перерабатывающее минеральные строительные материалы, каменный уголь, цемент, грузы в контейнерах, комбикорма и прочие грузы, предназначенные для отправления в глубинные районы (перевалка с железной дороги), и для растущего города Печора.
ОАО СК Печорское речное пароходство.
Основными видами деятельности является: перевозка пассажиров и грузов по рекам входящим в Печорский водный бассейн.
ОАО Печорский речной порт.
Основными видами деятельности является: перевозка и перевалка грузов по рекам входящим в Печорский водный бассейн. |
Нарьян-Мар – порт в устье Печоры, принимает с речных судов каменный уголь, лес (в плотах и в судах); отправляет промышленные продовольственные грузы, поступающие с морских судов. |
Речной порт, который планируют сделать морским. Осуществляется перевозка грузов. |
Гарантированные глубины |
Гарантированные глубины: 1,1 – 1,2 м. |
Гарантированные глубина – 1,2 м. |
Гарантированная глубина – 2,6 м. |
Продолжительность навигации |
Продолжительность навигации (в среднем) – 136 дней; начинается в середине мая, заканчивается в начале октября. Далее возможна ледокольная проводка. |
Продолжительность навигации (в среднем) – 126 дней (иногда 4,4 – 5 мес.), начиная с мая - середины июня по октябрь, а до середины ноября возможна ледокольная проводка. |
Навигация открывается в конце апреля – начале мая, а завершается в конце октября – начале ноября. Продолжительность – 126 дней. |
Недостатки |
Основные проблемы водного транспорта связаны с мелководностью реки, заиливанием русла и продолжительным ледоставом. Лимитирующий фактор – необеспеченность глубинами.
Многие притоки в меженный период из – за мелководья непригодны для судоходства, поэтому их интенсивно эксплуатируют в весенний полноводный период.
Загрязнение рек продуктами сплава древесины, нефтепродуктами. Разрушение берегов и условий развития популяций рыб за счет скоростных видов транспорта. В последние годы остро встал вопрос о многочисленности частного маломерного транспорта.
Река Печора имеет каменистые грунты. Дноуглубительные работы, возрастающие из года в год, лишь частично решают проблему капитального улучшения судоходных условий на реках бассейна.
Здесь, в условиях с неблагоприятными и высокозатратными условиями для строительства железнодорожных путей и автомобильных, водный транспорт во многих районах безальтернативен. |
Присутствует многолетняя мерзлота.
Происходит снижение проходной осадки судов, на 30–40% уменьшается их загрузка. Это вызывает необходимость привлечения дополнительных судов, продление сроков навигации с применением ледокольного сопровождения, а значит, увеличение и без того достаточно высокой себестоимости провоза грузов в регион.
Загрязнение рек продуктами сплава древесины, нефтепродуктами. Разрушение берегов и условий развития популяций рыб за счет скоростных видов транспорта. В последние годы остро встал вопрос о многочисленности частного маломерного транспорта. |
В целом характер транспортной системы в значительной мере временный, на период добычи природных ресурсов. |
Преимущества
и Перспективы |
Река Печора не входит в МТК, но при изменении технологии (работы по углублению русла и т.д.) могла бы войти в Северный морской путь.
Выгодное транспортно-географическое положение города в месте пересечения железной дороги с лесосплавными путями.
По территории района проходят нефтепроводы и газопроводы, метанолопровод.
Приблизительно к 2008-2009 году до Печоры должен был дойти строящийся газопровод Ямал-Европа.
В бассейне реки Печора — месторождения каменного угля (Печорский угольный бассейн), нефти и газа).
Нефтегазовая Печорская провинция: углеводороды и запасы нефти (506,6 млн. тонн — в Республике Коми). Всего на территории Печорского угольного бассейна известно около 30 месторождений угля и углепроявлений, в том числе 10 месторождений с разведанными балансовыми запасами. |
Нефтегазовая Печорская провинция: углеводороды и запасы нефти (811 млн. тонн — в Ненецком АО).
Глубины позволяют морским судам подниматься до Нарьян-Мара.
С началом деятельности нефтедобывающих предприятий на территории Ненецкого автономного округа положение Нарьян-Марского порта стало понемногу стабилизироваться. К тому же справиться с проблемой северного завоза без участия флота и порта государству пока невозможно. |
Планируется мост через Обь между Салехардом и Лабытнанги, который обещают построить к 2012 году. Ведётся строительство автодороги Салехард — Надым, причём её головной участок Салехард — Аксарка уже построен.
Зона добычи природных ресурсов, в первую очередь – углеводородов (нефть, газовый конденсат, газ). Во вторую очередь, каменный уголь (Кузнецкий угольный бассейн).
Глубина судового хода позволяет эксплуатировать крупнотоннажные суда.
Мелководья, меандрированность рек, заболоченность территории создают сложные условия для судоходства. Временный характер пунктов доставки грузов, обусловленный объемом запасов добываемого сырья.
Затрудненность водного соединения с морским бассейном Северного Ледовитого океана. Отсутствие выхода на Северный морской путь.
Загрязнениями при добыче углеводородов в бассейне. |