Факторы, определяющие себестоимость рейса
Страница 1
Себестоимость является интегральным показателем, который отражает практически все стороны финансово-хозяйственной деятельности авиапредприятия. На ее уровень влияют различные факторы, основными из которых являются следующие.
Тип эксплуатируемого самолета
Чем выше часовая производительность ВС (А) и ниже себестоимость его летного часа, тем ниже себестоимость тонно-километра.
Снижение себестоимости может быть обеспечено за счет:
· Эксплуатация воздушных судов на расстояниях, близких в оптимальной дальности беспосадочного полета;
· Модернизации самолетов, вертолетов и авиадвигателей (СВАД), приводящей к сокращению расходов топлива;
· Сокращения веса служебной загрузки.
Степень использования СВАД по налету часов
Улучшение использования СВАД может быть достигнуто за счет:
· Увеличения регулярности полетов;
· Лучшей организации работ наземных служб, увязки и координации их работ и т.д.
Дальность беспосадочного полета
Себестоимость летного часа с увеличением дальности беспосадочного полета снижается.
Характер авиалинии
На воздушной линии с промежуточными посадками себестоимость тонно-километра выше за счет дополнительных расходов на взлет и посадку и снижения доли полета на крейсерском режиме, в общем времени выполнения рейса. Однако сокращение количества промежуточных посадок или их отмена может привести к снижению коммерческой загрузки. Целесообразно увеличивать дальность беспосадочного полета при достаточно большом пассажиропотоке и в случае, если соблюдается требование предоставления пассажирам обслуживания в промежуточных аэропортах на высоком качественном уровне.
Направление перевозок
Себестоимость перевозок в прямом и обратном направлениях различна, так как неодинаковы метеоусловия (прежде всего направление ветров) и мощности пассажиро-грузопотока.
Сезонность
Наименьшая себестоимость авиаперевозок приходится на 3й квартал (на 15% ниже среднегодовой), а в зимний период себестоимость на 15-20% выше среднегодовой, так как уменьшается спрос на авиаперевозки и повышаются расходы в этот период на авиационные горюче-смазочные материалы (авиаГСМ), техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) самолетов, вертолетов и авиационных двигателей (СВАД) и т.д.
Район прохождения авиалинии
Влияет на себестоимость (от района прохождения зависят километровые ставки, дифференцирующиеся по сложности полетов и времени суток).
Класс аэропорта, АТБ
На величину себестоимости в данном случае влияют следующие моменты:
· Различная стоимость строительства аэропортов и других объектов;
· Различный объем работ;
· Аэропорт и авиационно-техническая база (АТБ) высоко класса обслуживают авиационную технику, обеспечены более дорогостоящими основными фондами и выполняют большой объем работы.
Основным путями снижения себестоимости авиаперевозок являются:
Увеличение объема транспортной продукции за счет:
§ Повышения эффективности использования производственных фондов;
§ Обеспечения прироста производственных мощностей за счет технического перевооружения авиапредприятия, модернизации оборудования, реконструкции и замены морально устаревших конструкций;
§ Повышения сменности и уменьшения простоев машин и оборудования;
§ Повышения культуры обслуживания пассажиров и клиентов;
§ Ускорения научно-технического прогресса путем внедрения новых типов самолетов и современных наземных комплексов, повышения уровня механизации и автоматизации производства;
§ Совершенствования организации и управления производством;
§ Повышения производительности труда, регулярности движения воздушных судов и обеспечения безопасности полетов.
Снижение эксплуатационных расходов за счет:
Обеспечения режима экономии материальных и денежных ресурсов;
§ Совершенствования системы нормирования и учета материальных средств;