Расчет удельной работы буксования
сцепления
Удельная работа буксования – это работа буксования сцепления при трогании автомобиля с места и последующем разгоне, приходящаяся на единицу площади поверхности трения фрикционных накладок.
Удельная работа буксования сцепления определяется из зависимости
где Ld - работа буксования сцепления;
SS - суммарная площадь поверхностей трения всех фрикционных накладок, см2.
Единицей измерения удельной работы буксования сцепления является, Дж/см2.
Работа буксования сцепления находится из выражения
где Jпр – момент инерции приведенного к коленчатому валу двигателя маховика, заменяющего поступательно движущуюся массу автомобиля;
w од – угловая скорость коленчатого вала двигателя в момент включения сцепления;
Мy - момент сопротивления движению автомобиля, приведенный к коленчатому валу двигателя.
Момент инерции приведенного к коленчатому валу двигателя маховика, заменяющего поступательно движущуюся массу автомобиля находится из выражения
где d - коэффициент учета вращающихся масс автомобиля.
d=1,04…3,0, принимаем d=1,5
Uтрi - передаточное число трансмиссии на первой (второй) передаче в КП и высшей передаче в РК
Uтрi =Uкпi ×Uркв Uгп
Uтрi =3,242•1,2•3,9=15,172
rк – радиус качения колеса.
Угловая скорость коленчатого вала двигателя в момент включения сцепления является переменной величиной. С достаточной степенью точности ее можно принять постоянной и определить из следующих зависимостей:
для автомобиля с карбюраторным или инжекторным двигателем
где wм – угловая скорость коленчатого вала двигателя, соответствующая максимальному крутящему моменту
Момент сопротивления движению автомобиля, приведенный к коленчатому валу двигателя, находится из выражения
где ma - полная масса автомобиля;
g - ускорение свободного падения;
ψ- коэффициент сопротивления дороги, ψ=0,16 грунтовая дорога после дождя;
hтр – КПД трансмиссии
h тр = h кп × h ркh гп
h тр =0,98•0,97•0,96=0,9125
Угловая скорость коленчатого вала двигателя в момент включения сцепления является переменной величиной
Момент инерции приведенного к коленчатому валу двигателя маховика
Работа буксования сцепления
Удельная работа буксования сцепления
Условие работоспособности выполняется - при трогании с места на грунтовой дороге, в КП 1 передача и высшей передаче в РК удельная работа буксования не превышает 65 Дж/cм2>39,58 Дж/cм2.