Основы организации работы и виды автотранспортного предприятия
Автотранспортное предприятие (АТП) — организация,
осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение,
техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.
Основными задачами
автотранспортного предприятия являются:
·
организация
и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;
·
хранение,
техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
·
материально-техническое
снабжение предприятия;
·
содержание
и ремонт зданий, сооружений и оборудования;
·
подбор,
расстановка и повышение квалификации персонала;
·
организация
труда, планирование и учет производственно-финансовой деятельности.
Основными процессами производственной деятельности
автотранспортного предприятия являются:
·
основное
производство;
·
вспомогательное
производство;
·
обслуживающее
производство;
·
управление
производством.
Основное
производство на автомобильном транспорте — выполнение перевозок, что является
определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство
нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.
Вспомогательное
производство автотранспортного предприятия — это совокупность
производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной
технической готовности подвижного состава, который используется в основном
производстве.
Обслуживающие производства материального
продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство
энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество
технического обслуживания и ремонта. Автотранспортное предприятие для успешной
деятельности должно состоять из ряда структурных подразделений с определенными
функциями и строго определенными взаимосвязями (рис. 1).
Производственная
структура автотранспортного предприятия формируется следующим составом:
·
основная
(эксплуатационная) служба – служба организации перевозок;
·
вспомогательное
производство – техническая служба;
·
обслуживающее
производство – служба главного механика и энергетика;
·
служба
подсобно-вспомогательных работ (уборка помещений, территории и т. п.);
·
службы
управления.
Эти функциональные подразделения нуждаются
в информации о состоянии своего объекта ответственности. Полученная информация
требует анализа, а в случае внештатной ситуации — воздействия путем принятия
решения. Это определяет необходимость управления.
Размеры автотранспортного предприятия
определяют организацию этих служб. В крупных населенных пунктах несколько АТП
образуют производственные объединения
грузового (пассажирского) автомобильного транспорта (рис. 2).
АТП с числом автомобилей меньше 25
подразделения объединяются. Например, начальник такого АТП одновременно
является главным инженером, начальником гаража и начальником службы
эксплуатации.
На автомобильном транспорте общего
пользования грузовые АТП и производственные объединения подчинены в своей
деятельности транспортным управлениям;
пассажирские АТП и их объединения — управлениям
пассажирского автомобильного транспорта. Работой транспортных
управлений руководят региональные объединения, которые непосредственно
подчиняются Министерству автомобильного транспорта. На ведомственном
автомобильном транспорте работой АТП руководят транспортные управления
министерств или организаций.