Механизация перегрузочных работ на контейнерных пунктах
Для определенности дальнейшего изложения,
уточним ряд терминов и определений, принятых в практике проектирования систем
механизации перегрузки.
В первую очередь следует остановиться
на понятиях "грузопоток", "грузопереработка",
"грузооборот". Понятие "контейнеропоток" и
"вагонопоток" являются производными,
Грузопоток - это объем груза,
проходящий через рассматриваемый пункт перегрузки контейнеров в единицу
времени. Грузопереработка, имея те же единицы что и грузопоток: т/м (час) , т/сутки, т/м (год), шт/сут, и т.д., отличается
технологической сущностью и имеет обычно большую величину. Величина грузопереработки
определяется:
,
где - коэффициент
(кратность) переработки. Её величина может достигать -2-6.
-
объём годового грузопотока.
Грузопоток представляет собой общий
вес прибывающих, отправляемых и проходящих транзитом грузов. Является основным
показателем общего объем и перевозок на транспорте.
Груз, сформированный в пакетах, таре,
поштучно и пр., требующий предохранения от различных повреждений целесообразно
отправлять в контейнерах.
Контейнером называется элемент
транспортного оборудования, обладающий постоянной технической характеристикой,
многократной используемый на нескольких видах транспорта, предназначенный для
перевозки и временного хранения материалов и изделий, с внутренним объемом
более 1м.
Планирование пакетной и контейнерной
доставки грузов (материалов, изделий, конструкций и полуфабрикатов)
предусматривает обоснование оптимального способа и организационного обеспечения
объектов необходимыми грузами.
Технические средства, применяемые в
пунктах перегрузи контейнеров включают 5 составляющих: контейнеры и средства
пакетирования; погрузо-разгрузочные машины для их переработки; грузозахватные
устройства; подвижный состав, осуществляющий перевозку; складские и
перегрузочный пункты (склады). Параметры контейнеров и средств пакетирования во
многом определяют этот выбор перегрузочных машин.
Основное параметр контейнера,
(пакета) – максимальная масса брутто, . Дополнительный
параметр - номинальная грузоподъёмность, , равная
максимальной массе груза, который может быть поднят данным контейнером или
средством пакетирования. Масса брутто складывается из максимальной массы груза
и массы контейнера, (средства пакетирования):
Максимальная масса брутто контейнера:
УУК5 – 5,00 тонн
1Д – 10,16 тонн
1С – 24,00 тонн
Максимальная масса груза = 65 тонн
Внутренний объем контейнера — это
объем, ограниченный его внутренними поверхностями -.
УУК5 – 10,3
1Д – 14,8
1С – 30,0
Удельный объем показывает отношение
внутреннего объема контейнера к его грузоподъемности, м /т:
Удельная (объемная) грузоподъемность
является величиной, обратной удельному объему контейнера, т/м:
Коэффициент тары равен отношению
собственной массы контейнера (средства пакетирования) к его грузоподъемности:
Технология перегрузочных работ с
контейнерными и пакетированными грузами устанавливает порядок и методы
выполнения операций с контейнерами и пакетах на пунктах формирования грузовых
единиц (перегрузочных пунктах).
Организация и управление перевозками
грузов в контейнерах и пакетами регламентируются условиями их доставки.
Организация контейнерно- и пакетопотоков предусматривает выбор рациональных
маршрутов движения, уменьшение времени оборота контейнеров и средств
пакетирования.
Система комплексной механизации, как
объективное единство, закономерно связанных друг с другом предметов (машин и
устройство) поддается расчетам при проектировании именно благодаря наличию
связей между пунктами переработки, средствами механизации перегрузки и
транспортировки грузов.
Исходным, в расчетах объемов
перегрузочных работ, является годовой грузопоток.
Объем суточного грузопотока по
прибытию и отправлению определяется по формуле:
где -
коэффициент неравномерности прибытия или отправления контейнеров; =1,2-1,5;
Qc — суточный грузопоток.
В настоящее время на транспорте
используют контейнеры с полезной загрузкой 3,0 - 30,0 т, — это среднетоннажные
массой 3,0; 5,0 т и крупно тоннажные массой брутто 10,20,30,40. наиболее широко
используются контейнеры, имеющие полезную нагрузку 3, 5, 10 и 20 т.
В соответствии с заданием суточный
грузопоток следует распределить между типами контейнеров, поэтому:
где - грузопоток
перевозимый контейнерами i-го
типа;
-
доля суточного грузопотока, перевозимого в контейнерах. Определение суточного
контейнеропотока по прибытию и отправлению для заданных типов контейнеров:
где -
суточный грузопоток по прибытию (отправлению) i-го типа контейнеров;
-
полезная нагрузка i-го типа.
Отделениями грузовой дороги часто
используются понятие «вагоно-поток», его суточная величина определяется:
,
где m - число типов вагонов используемых для транспортировки контейнеров
i-го типа, размещаемых на платформе.
Доставка грузов в контейнерах
осуществляется не только по железной дороге, но п в смешанном сообщении, с
участием водного, автомобильного и воздушного транспорта. Однако, для примера
приводятся расчеты с использованием железнодорожного транспорта, т.к. он
перевозит более 60 % контейнерных грузов.
Среднетоннажные контейнеры
перевозятся на платформах и в универсальных полувагонах на всех видах грузовых
поездов. На платформах размещается шесть пятитонных или двенадцать трехтонных
контейнеров, в полувагонах, соответственно 5 и 11 контейнеров.
Крупнотоннажные контейнеры
перевозятся на универсальных платформах, длиннобазовых платформах - контейнеровозах
в ускоренных контейнерных поездах, В составе таких поездов от 25 до 30
универсальных платформ, длиной 13,4 м или 20-22 длинно базовых длиной 18,3 м.
Специальные поезда рекомендуется
использовать при больших контей-неропотоках.
Необходимое количество контейнеров
для обеспечения заданного грузооборота составляет:
где =0,1 … 0,2 – коэффициент, учитывающий количество
контейнеров в ремонте (в резерве, в распоряжении водного транспорта).
-
время оборота контейнеров (зависит от дальности перевозки).
Необходимое количество контейнеров
для обеспечения заданного грузо-оборота составляет:
где =0,1 … 0,2 – коэффициент, учитывающий
количество контейнеров в ремонте (в резерве, в распоряжении водного
транспорта).
-
время оборота контейнеров (зависит от дальности перевозки).