Система смазки двигателя
Система смазки двигателя предназначена для подачи
предварительно очищенного масла к трущимся поверхностям и охлаждения их при
работе двигателя.
Система смазки двигателя(рис. 13) смешанная, с
"мокрым" картером. Масло под давлением подается к коренным и шатунным
подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, втулкам
коромысел, к подшипникам топливного насоса и компрессора. Предусмотрена
пульсирующая подача масла к верхним сферическим опорам штанг толкателей.
Система смазки включает в себя масляный насос, картер
масляный.
фильтр очистки масла и центробежный, масляный
радиатор, масляные каналы в блоке и головках цилиндров, переднюю крышку и
картер маховика, наружные маслопроводы, маслозаливную горловину, клапаны для
обеспечения нормальной работы системы и контрольные приборы.
Рис. 14 Насос масляный: 1— корпус радиаторной секции;
2,4 — шестерни ведущие; 3 — проставка; 5 — корпус нагнетающей секции; 6
—шестерня ведомая привода масляного насоса: 7,8 — шестерни ведомые: 9, 12 —
клапаны предохранительные;10 — пробка. 11 — клапан дифференциальный: 13 — шайбы
регулировочные
Из картера 13 через маслоприемник масло поступает в
секции 18 и 17 масляного насоса, из секции 18 через канал в правой стенке блока
— в фильтр очистки масла 20, где оно очищается двумя фильтрующими элементами,
затем масло поступает в главную масляную магистраль 21, из главной магистрали
по каналам в блоке н головках цилиндра — к коренным подшипникам коленчатого
вала, подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел и верхним
наконечникам штанг толкателей. К шатунным подшипникам коленчатого вала масло
подается по отверстиям внутри вала от ближайшей коренной шейки. Масло,
снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает
опоры поршневого пальца в бобышках и подшипник верхней головки шатуна. Через
каналы в задней стенке блока цилиндров и картере маховика масло под давлением
поступает к подшипникам компрессора 7, через каналы в передней стенке блока — к
подшипникам топливного насоса 8 высокого давления. Из магистрали 21
предусмотрен отбор масла к выключателю гидромуфты, который установлен на
переднем торце блока и управляет работой гидромуфты 12 привода вентилятора. Из
секции 17 масло поступает к центробежному фильтру 4, в радиатор 15 и затем
сливается в масляный картер 13. При закрытом кране 3 масло из центробежного
фильтра через сливной клапан 1 сливается в картер двигателя', минуя радиатор.
Остальные детали и сборочные единицы двигателя смазываются разбрызгиванием и
масляным туманом.
Масляный картер — стальной, штампованный, между масляным
картером н блоком установлена прокладка толщиной 2,5 мм. Циркуляция масла в системе осуществляется масляным насосом.
Масляный насос (рис. 14) — двухсекционный,
шестеренный. Нагнетающая секция масляного насоса подает масло в главную
магистраль системы смазки, а радиаторная секция — в фильтр центробежной очистки
и радиатор.
Предохранительный клапан 12 радиаторной секции
отрегулирован на давление 850... 1160 кПа и перепускает масло из нагнетающей
полости в масляный картер.
Предохранительный клапан 9 нагнетающей секции
отрегулирован на давление 850... 1160 кПа. Дифференциальный клапан 11
нагнетающей секции предназначен для ограничения давления в главной магистрали и
отрегулирован на давление начала открытия 420...470 кПа.
Рис. 15. Фильтр очистки масла полнопоточный: 7 —
датчик аварийного падения давления масла; 2 — датчик давлении масла; 3, 14 —
прокладки; 4 — корпус; 5,11 — кольца уплотнительные;6 — элемент фильтрующий: 7
— стержень;8 — колпак; 9 — кольцо стопорное; 10 — чашка уплотнительная;
12.18,21 — пружины, 13.15 — пробки; 16 — шайбы регулировочные; 17 — винт; 19 —
контакт подвижный; 20 — корпус датчика засоренности масляного фильтра; 22 —
клапан перепускной
Полнопоточный фильтр очистки масла (рис. 15)прикреплен
к правой стенке блока цилиндров и состоит из двух сменных фильтрующих
элементов. В корпусе фильтра встроен перепускной клапан 22 с контактным
датчиком. Клапан открывается, когда разность давлений до и после фильтрующих
элементов Достигает 250... ЗООкПа. При увеличении сопротивления фильтра
(засорение фильтрующих элементов, повышенная вязкость масла при низкой
температуре) масло поступает в главную магистраль системы смазки через
перепускной клапан, минуя фильтрующий элемент 6. При срабатывании перепускного
клапана 22 замыкаются контакты датчика сигнализатора, и на панели приборов в
кабине водите-' ля загорается сигнализатор 5 (см. рис. 87). Свечение
сигнализатора допустимо только при пуске и минимальной частоте вращения
коленчатого вала.
В корпусе фильтра установлены датчики давления 2(см.
рис. 15) и аварийного падения давления масла 1 в главной магистрали. При
понижении давления масла менее 70 кПа загорается сигнализатор 2 (см. рис. 86)
на панели приборов.
Фильтр центробежной очистки масла установлен на
передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя. Фильтр предназначен
для дополнительной очистки масла от механических примесей.
При работе двигателя масло из радиаторной секции
насоса под давлением подается в фильтр,обеспечивая вращение ротора 9 (рис. 16).
Под действием центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле,
отбрасываются к стенкам колпака 5 ротора, где откладываются, образуя плотный
осадок, который удаляется при промывке фильтра.
Очищенное масло через отверстие в оси ротора и трубку
2 поступает в масляный радиатор или через сливной клапан в корпусе фильтра,
отрегулированный на давление 50...70 кПа, в картер блока цилиндров. Перепуск
ной клапан, установленный в
корпусе фильтра, отрегулирован на давление 600...650 кПа, обеспечивает подачу
масла в масляный радиатор, минуя фильтр.
Рис. 16. Фильтр центробежной очистки масла: 1 —
корпус; 2 — трубка отвода масла: 3 — прокладка колпака фильтра;* —
уплотннтельиоеколы1о;5 — колпак ротора: б — ротор; 7 — колпак фильтра; 8 —
упорный шарикоподшипник,9 — упорная шайба: 10 — гайка крепления ротора; 11 —
гайка крепления колпака ротора: 12 — гайка крепления колпака фильтра; 13 —
прокладка: 14 — верхняя втулка ротора; 15 — ось ротора; 16 — экран: 17 — нижняя
втулка ротора: 18 — палеи стопора; 19 — пластина стопора; 20 — пружина стопора,
21 — перепускной клапан; 22, 29 — пружины: 23, 26 — прокладки: 24, 28 —
регулировочные шайбы; 25, 27 — пробки: 30 — сливной клапан; В — канал слива
масла в масляный радиатор: С — канал подвода масла
Масляный радиатор — трубчато-пластинчатый, двухрядный,
воздушного охлаждения. При температуре окружающего воздуха ниже — 10 °С
необходимо отключить масляный радиатор, закрывая кран, находящийся на корпусе
фильтра центробежной очистки масла.
Вентиляция картера — естественная, с сапуном
лабиринтного типа, установленным на картере маховика с правой стороны
двигателя, и трубкой отвода газов. Картерные газы проходят через
сапун-уловитель(рис. 17), отделяющий частицы масла от вытесняемых газов.
Кран масляного радиатора {рис. 18) расположен на
корпусе центробежного фильтра очистки масла.