Организация рабочего места, как один из факторов влияющих на работоспособность
водителей автотранспорта
Страница 3
3. Освещенность кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее десяти люкс (10 лк) на уровне щитка приборов. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.
4. Конструкция и обустройство кабины должны отвечать требованиям не только внутренней информативности, но и эргономичности рабочего места водителя — свойства, характеризующего приспособленность кабины психофизиологическим и антропологическим особенностям человека. Эргономичность рабочего места зависит прежде всего от удобства сидения, расположения и конструкции органов управления, а также от отдельных физико-химических параметров среды в кабине. Комфорт в первую очередь – это чувство водителя при его управлении машиной. Дружественная к человеку конструкция кабины создает у него положительную эмоцию – комфортность рабочего места. В перечень свойств и объектов рабочего места, предопределяющих комфорт, входят:
1. Температура воздуха.
2. Состав воздуха.
3. Обстановка кабины.
4. Шум.
5. Вибрации.
6. Технические параметры удобства рабочего места.
Основным критерием в оценке комфортабельности рабочего места водителя является соответствие конструкции сиденья основным требованиям при управлении автомобилем. Должна быть предусмотрена возможность регулирования положения сидения по высоте и в горизонтальной плоскости для удобства работы и обслуживания органов управления. Как и другие узлы, связанные с работой водителя, оно должно быть устроено и размещено так, чтобы можно было не меняя позу воздействовать на органы управления автомобилем. Непродуманное размещение, неудобная конструкция кресла неизбежно приводят к падению производительности труда и к недовольству работника.
Широко известно, что водители грузового автотранспорта, страдают от заболеваний спины. Профилактика профессиональных заболеваний необходима и в социально-психологическом, и в материальном плане. Уже одни только издержки, связанные с пропуском рабочих дней и лечением сотрудников, делают оправданным приобретение ортопедического сиденья для водителя грузового автомобиля. Если исходить из принципа, что человек – водитель – главное звено машины, то в первую очередь требуется обеспечить ему на рабочем месте удобные (комфортабельные) условия.
Основными критериями оценки удобства сидения водителя являются:
- защита водителя от ударов и вибрации;
- регулировка удобного положения тела;
- создание удобства для рук;
- создание удобства для ног с учетом антропологических параметров водителя;
- ремни безопасности и безопасная конструкция сиденья;
- время настройки параметров сиденья под водителя;
- создание удобств для обзора и управления совмещение органов управления машиной с конструкцией кресла;
- защита водителя от потоотделения (подушки, спинки и ткань);
- подогрев сидения;
- оптимальная форма подушки;
- выделения вредных веществ;
- красивый внешний вид (дизайн).
Одним из условий достаточно высокой работоспособности водителя является удовлетворительный микроклимат в кабине. Имеющиеся системы вентиляции и отопления кабин автомобилей недостаточно предохраняют водителей от воздействия высоких и низких температур, не обеспечивают оптимальный микроклимат. В зависимости от температуры наружного воздуха температура внутри кабины может колебаться от 2 до + 48 градусов. Колеблется и относительная влажность воздуха в кабинах от 16 до 88% - она, как правило, меньше относительной влажности наружного воздуха. Отмечены сравнительно большие перепады температур между точками замера у головы и ног водителя, они еще больше усугубляют неблагоприятное влияние микроклиматических факторов на работоспособность водителей и состояние здоровья.
Параметры микроклимата и воздуха рабочей зоны должны соответствовать СанПиН № 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» от 27.01.1994 г., которые устанавливают следующее:
- Системы вентиляции, отопления, теплоизоляции, кондиционирования и другие санитарно-технические системы должны обеспечивать в кабине автомобиля оптимальные (табл. 6.1) или допустимые (табл. 6 2. и 6.3) параметры микроклимата на рабочем месте водителя не позднее, чем через 30 мин. после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.
Таблица 6.1. - Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха кабинах автомобилей
Период года |
Типы
автомобилей |
Температура воздуха, °С |
Относительная влажность, |
Скорость движения воздуха, м/с |
Холодный |
Легковые |
20-23 |
60-40 |
не более 0,2 |
и переходный |
Грузовые, автобусы |
18-20 |
60-40 |
не более 0,2 |
Теплый |
Легковые |
20-25 |
60-40 |
не более 0,2 |
|
Грузовые,
автобусы |
21-23 |
60-40 |
не б-олее 0,3 |