Трамвай как популярный вид общественного транспорта:
история и современность
Страница 1
В современном городе с большой плотностью населения очень остро встает проблема передвижения: частный автомобильный транспорт не оправдывает себя из-за большого количества "пробок" на дорогах (средняя скорость перемещения 20-24 км/ч) и высоких цен на топливо. Выходом из сложившейся ситуации может стать использование велосипеда, однако и этот вид транспорта доступен не всем жителям города. Тогда на помощь приходит общественный транспорт, особенно такие его виды, как трамваи, троллейбусы, метрополитен. Трамвай, прежде всего, экономичен, безопасен и экологически чист. В то же время он может быть достаточно комфортабельным, что и предстоит нам доказать в нашей работе, но сначала рассмотрим принципиальные особенности строения трамваев и их мировые аналоги.
Трамвай (от англ. tram (вагон, вагонетка) и way (путь) - название угольных вагонеток в Великобритании) как разновидность общественного транспорта был разработан и введен в эксплуатацию в начале ХІХ века. В начале он представлял собой рельсовый транспорт на конной тяге, а затем - на тяге паровой, бензомоторной и электрической. После Второй Мировой войны наметился значительный подъем спроса на трамваи как удобный, эффективный и экологически чистый вид городского транспорта. Точно также как в свое время железнодорожный транспорт стал двигателем промышленной революции, так и рельсовый транспорт в ХХІ веке используется в разных странах в качестве ключевой инновации для решения транспортных и экологических проблем города.
К числу главных преимуществ трамвая можно отнести:
экологичность - окружающая среда не загрязняется выхлопами газов и продуктами сгорания топлива;
отсутствие шума при содержании путей в должном состоянии;
экономичность: железная рельсовая дорога дешевле асфальтовой;
безопасность движения: другим участникам дорожного движения всегда ясно, куда именно поедет трамвай, предсказуемость - фактор безопасности;
эффективность перевозок: наличие выделенного пути позволяет рельсовому транспорту избегать пробок, созданных нерельсовым колесным транспортом (несоблюдение правил движения в расчет не берется);
эстетичность: образ трамвая исторически положителен, трамвай не является скоростным транспортом, поэтому его форма не диктуется аэродинамикой и, как следствие, он не выглядит агрессивным в архитектурной среде;
быстрота перевозок: электрический двигатель обеспечивает ровную тягу при любых оборотах, что позволяет трамваю разгоняться быстрее автобусов и обеспечивает более значительную среднюю скорость;
вместительность: будучи поездом, трамвай может увеличивать свою пассажироемкость в часы пик с помощью прицепных вагонов (при этом не нужен второй вагоновожатый);
рационализация городской среды и транспортной сети: трамвайные пути занимают места меньше, чем дорога, им не нужны обочины. Обычно трамвай имеет ширину 2,5м плюс зеркала;
комфорт: при надлежащем состоянии путей, трамвай обеспечивает больший комфорт, благодаря плавности движения, недоступной автобусу (большая масса и отсутствие коробки передач), периоды колебаний при движении рельсового транспорта позволяют пассажирам читать, в то время как в автобусах многие ощущают физический дискомфорт;
отсутствие сложной дорогостоящий инфраструктуры: остановки трамвая не требует оборудования (в отличие от метро или монорельса), они могут быть сколь угодно редки или часты;
безопасность эксплуатации: трамвай никогда не ударит пассажира током, в отличие от троллейбуса, потому, что ток уходит через рельс.
Среди недостатков трамвая нужно отметить:
необходимость повышенного контроля: иногда выделенность пути и неизбежность маршрута могут стать проблемой, необходимо следить за тем, чтобы пути всегда были свободны;
обслуживание вагонов трамвая: сам мотор-вагон дороже автобуса, ему требуется специальная инфраструктура (асфальтовая дорога универсальнее железной, хоть и дороже), включающая наведение воздушных электрических путей;