География транспорта Швейцарии

Рис.1 Общая обзорная карта Швейцарии

Швейцарская Конфедерация представляет собой небольшое, не имеющее выхода к морю государство в Центральной Европе, граничащее на севере с Германией, на юге — с Италией, на западе — с Францией, на востоке — с Австрией и Лихтенштейном.

Прежде чем перейти к конкретному изучению транспорта Швейцарии и его особенностей, следует ознакомиться с особенностями территориальной структуры этой страны и их влиянием на размещение транспорта.

Швейцария располагается в самом сердце Европы. Страна окружена со всех сторон своими соседями, и не имеет выхода к морям. Это формирует особое, транзитное положение Швейцарии на Европейском континенте. Всего у Швейцарии 5 соседей, а именно: Германия, Италия, Австрия, Лихтенштейн и Франция. С каждым из них у Швейцарии свои взаимосвязи. Рассмотрим уровень связанности Швейцарии со своими соседями (см. Таблицу 1):

Таблица 1. Транспортная проницаемость границ Швейцарии

Страна

Протяженность границы, км

(см.

CIA

Factbook

)

Число транспортных пересечений границы (см. http://www.swissworld.org)

Транспортная проницаемость границ, км между соседними пересечениями

Германия

334

3

111,3

Италия

740

8

92,5

Австрия

164

1

164

Лихтенштейн

41

1

41

Франция

573

9

63,7

Всего

1852

22

84,2

Как мы видим из Таблицы 1, наиболее сильно связаны между собой Лихтенштейн и Швейцария. Но это, в первую очередь, объясняется тем, что с этим соседом у Швейцарии самая маленькая протяжённость границы. Если же рассматривать в сравнении со средним показателем, то обратим внимание на показатель транспортной проницаемости границ Швейцарии с Францией. Он ниже среднего, а значит, что Франция по сравнению с другими соседями Швейцарии, имеет наиболее тесные связи с этой страной.

Швейцария занимает территорию площадью 41 284 км². Максимальные расстояния составляют: север – юг - 222 км, восток – запад - 343 км. Территория страны в целом имеет округлую форму, местами со своего рода отрогами по краям. Сама же территория страны монолитна, эксклавов нет. Поскольку страна внутриконтинентальная и колониальных владений у Швейцарии нет, то неудивительно, что нет и островов и архипелагов. Всё это создало такое свойство, как компактность страны, что крайне благоприятно сказывается на удобстве управления страной.

Перейдём к особенностям рельефа и климата данной территории, которые в свою очередь, оказывают немалое влияние на размещение транспорта в стране.

Территория Швейцарии делится на три природных региона:

· Горы Юра на северо-западе,

· Швейцарское плато в центре и на севере,

· Горы Альпы на юге, занимающие 61 % всей территории Швейцарии.

Территория страны в основном располагается в горной местности. Приблизительно 58,5% всей территории занимают Альпы, 10%— горы Юра. Высшая точка страны— пик Дюфур (4634 м), низшая — озеро Лаго-Маджоре — 193м. Высшая точка горного массива Юра расположена в Швейцарии (гора Мон-Тандр) и составляет 1679м. Самая известная гора страны— Маттерхорн. Горный рельеф с крутыми склонами затрудняет формирование развитой транспортной инфраструктуры.

В центральной части страны расположено Швейцарское плато. Его средняя высота составляет 580 метров над уровнем моря. Для данной территории характерны высокая плотность населения, сосредоточение промышленности, развитое сельское хозяйство и скотоводство. А значит, это всё формирует благоприятные условия для создания здесь транспортной инфраструктуры (в отличие от горной местности, где часты обвалы и лавины). Именно поэтому густота транспортной сети здесь самая высокая; здесь же сконцентрированы главные транспортные потоки и узлы.

Рассмотрим ситуацию с рельефом на границах страны:

Северная граница частично проходит по Боденскому озеру и Рейну, который начинается в центре Швейцарских Альп и образует часть восточной границы. Западная граница проходит по горам Юра, южная — по Итальянским Альпам и Женевскому озеру. Эти пограничные озера и река Рейн используются для судоходства и связи с соседними странами.

В Швейцарии преобладает континентальный климат, типичный для Центральной Европы, со значительными колебаниями в зависимости от высоты над уровнем моря. На Западе страны велико влияние Атлантического океана, по мере продвижения на Восток и в горных районах климат приобретает черты континентального. Зимы холодные, на плато и в долинах температура достигает нуля, а в горных районах −10 C и ниже. За год выпадает около 850 мм осадков. Значительная часть осадков выпадает зимой в виде снега.

Некоторые районы постоянно находятся под слоем льда. Для ландшафта горной Швейцарии характерно большое количество ледников и ледниковых форм рельефа, общая площадь оледенения— 1950 км². Всего в Швейцарии насчитывается примерно 140 крупных долинных ледников (Алечский ледник и другие), есть также каровые и висячие ледники.

Ещё одна особенность — сильные северные и южные ветры. Зимой в стране дует сильный тёплый ветер под названием фён. Часто он является причиной снежных обвалов. И что, в свою очередь, затрудняет движение транспорта.

Еще в XVIII в. Швейцарию покрывали дремучие леса, где водились в изобилии медведи, волки, олени, дикие кабаны. Выше границы леса находятся высокотравные субальпийские луга, сменяющиеся альпийскими, покрытыми низкорослым кустарником и низкими травянистыми растениями. Сейчас же растительность не представляет особой трудности для проведения дорог и развития транспортной инфраструктуры.

И, наконец, рассмотрим некоторые социально-экономические факторы, влияющие на развитие транспорта в стране.

Швейцария является одной из наиболее развитых стран Европы и мира в целом, богатейшей страной мира и одним из важнейших банковских и финансовых центров мира (Цюрих — третий после Нью-Йорка и Лондона мировой валютный рынок). ВВП страны равен 400 млрд. $, а на душу населения 60.000 $. Это способствует повышенной мобильности населения, росту грузопотоков как внутри страны, так и наружу. Основными отраслями промышленности являются машиностроение, текстильная промышленность, химическая и пищевая, хайтек и фармацевтика. Конечно же, отдельно следует выделить фармацевтическую отрасль – в Базеле находятся крупные химические и фармацевтические компании. В пищевой промышленности: Швейцария один из лидеров мирового рынка шоколада. Это всё также способствует развитию транспорта Швейцарии (экспортная направленность). Отметим то, что в Швейцарии наблюдается почти полное отсутствие полезных ископаемых. И, несмотря на нехватку природных ресурсов – Швейцария остаётся и, по сей день, одной из самых развитых стран мира.

Средняя плотность населения - 152 чел. на кв. км. Из этого следует, что в Швейцарии высокая подвижность населения. Основное население сосредоточено на Швейцарском плоскогорье(80%), здесь же расположены крупнейшие города. Экономически активное население составляет 2995,5 тыс. чел. 77,7 % населения живет в городах, население в Альпах сокращается. Всё это способствует тому, что основные транспортные потоки Швейцарии концентрируются в северной и центральной частях страны. Около трети населения Швейцарии проживает в пяти крупнейших городах: Цюрих, Женева, Базель, Берн и Лозанна. Они собственно и образуют основные городские агломерации Швейцарии. Все они расположены в северо-западной, северо-восточной и юго-западной части страны. Таким образом, на юго-востоке и востоке страны крупных городов нет, и, следовательно, там менее развита транспортная инфраструктура. Зато на юго-востоке и юге Швейцарии немало горнолыжных курортов и перевалочных горных дорог, и, следовательно, здесь построено много канатных дорог.

В последние годы важную роль играло волеизъявление народа относительно финансирования национальной сети автомобильных дорог, проектов Rail 2000 (совершенствование общественного пассажирского рельсового транспорта) и строительства новых железнодорожных тоннелей Lötschberg и Gotthard под альпийскими перевалами, а также введения платы за проезд автомобилей большой грузоподъемности по территории страны пропорционально километражу пробега.

Швейцария находится на пересечении крупнейших транспортных путей Европы, что также, несомненно, придаёт дополнительный импульс развитию этого сектора национальной экономики.

Минимальный транспортный стандарт
Минимальный транспортный стандарт (МТС) является основой государственной транспортной политики, на базе, которого осуществляется планирование развития всех видов транспорта (кроме трубопроводного), несмотря на их отраслевую технологическую несовмещенность. МТС является формой государственного регул ...

Определение себестоимости ремонта
Эксплуатационные расходы – это затраты предприятия (участка), необходимые для производства и реализации продукции. Эксплуатационные расходы, приходящиеся на единицу продукции, представляют собой ее себестоимость: (3.5) С = 18027799,23 / 7500 * 1,18 = 2836,38 руб. ...

Методика расчета массового выброса веществ, содержащихся в выбросах автотранспорта
Для расчета массового выброса М веществ, содержащихся в отработанных газах автотранспорта, необходимо знать интенсивность движения транспорта І (авто/ч), длину рассматриваемого участка дороги ℓ в км и ряд коэффициентов: М = ℓ * R1 *R2 *R3; где, N – пробеговый выброс, г/км (см. таблицу 2 ...