Техническая эксплуатация автомобилей в сельскохозяйственном производстве
ый
Сельское хозяйство является одной из наиболее транспортоемких отраслей
народного хозяйства. Затраты труда на транспортные работы от общей трудоемкости
возделывания и уборки зерна составляют 30%, картофеля – 40% и кукурузы на силос
– 70%. В среднем по сельскохозяйственному производству затраты на транспортные
работы составляют 40...45%, а затраты на топлива до 50%.
В настоящее время транспортными работами занято 20...25% работников
сельскохозяйственного производства.
Транспортные работы в сельскохозяйственном производстве выполняются по
транспортным и транспортно-производственным процессам. Транспортные процессы
включают операции погрузки, перевозки и разгрузки, а
транспортно-производственные процессы включают еще и взаимодействие
транспортных средств с сельскохозяйственными машинами (комбайнами, косилками и
др.), т.е. участие их в производственных операциях внесения в почву удобрений,
уборки урожая, раздачи кормов и др.
Транспортные работы в сельскохозяйственном производстве, выполняемые
внутри сельскохозяйственного предприятия являются внутрихозяйственными, а между
сельскохозяйственными предприятиями, районными и областными предприятиями – межхозяйственными.
Объем тракторных перевозок ограничивается занятостью тракторов на
выполнение основных сельскохозяйственных работ и стоимостью перевозок, которая
выше, чем стоимость автомобильных перевозок в сельском хозяйстве и поэтому не
превышает 22...27% от общего объема транспортных перевозок. Как правило,
тракторные перевозки это те, которые не могут выполнить по своим техническим
возможностям автомобили, поэтому, в основном, тракторные перевозки входят в
транспортно-производственные процессы.
В связи с интенсивным развитием сельского хозяйства вплоть до 1990 года,
перевозка грузов в сельскохозяйственном производстве из года в год
увеличивалась. Так, в 1970 году масса перевезенных грузов составляла 4,5 млрд.
тонн; в 1975 году – 5,9; в 1980 году – 7,8 и в 1985 году – 11 млрд. тонн и в
1990 году – 14,4 млрд. тонн.
Для выполнения возрастающего объема перевозок постоянно увеличивались
поставки сельскому хозяйству автомобилей и автомобильных поездов, тракторов и
тракторных прицепов, а также разрабатывались и выпускались новые
сельскохозяйственные автомобилей и автопоезда, внедрялись методы повышения
эффективности использования транспорта в сельскохозяйственном производстве. За
последние пятилетки перед развалом СССР сельскому хозяйству было поставлено
4908 тыс. автомобилей, 5370 тыс. тракторов и 3200 тыс. тракторных прицепов, в
результате парк грузовых автомобилей достиг своего максимального значения – 3020
тыс. шт.
Парк всех автомобилей в сельском хозяйстве был примерно в 2 раза больше парка автомобилей всех отраслей народного хозяйства вместе взятых. В то же
время важно отметить, что типаж автомобилей, разработанных и выпускаемых
автопромышленностью, не согласовывался сельским хозяйством, автомобилей
сельскохозяйственного назначения не выпускалось, поэтому поставляемые
автомобили, при работе в сельскохозяйственном производстве, имели небольшую
производительность.
Для повышения эффективного использования автомобилей в сельском хозяйстве
и улучшения транспортного обслуживания сельскохозяйственного производства были
созданы крупные автотранспортные предприятия во всех сельскохозяйственных
районах, а также подвижные автоколонны с количеством автомобилей не менее 100,
которые могли перебрасываться из одной республики в другую на уборку урожая и
заготовку сельскохозяйственной продукции.
Система обслуживания сельскохозяйственного производства подразумевающая
централизованную доставку грузов по существу является формой обслуживания
транспортом общего пользования в сельском хозяйстве и, как показывает опыт, это
обслуживание было экономически оправдано и требовало дальнейшего совершенствования
и развития.
В 1990 году общая масса перевезенных грузов составила 14420 млн. тонн
грузов, а грузооборот 293959 млн.т-км. В том числе автомобильным транспортом
перевезено 11222 млн. тонн или 78% и тракторным транспортом – 3200 млн. тонн
или 22%. Из общей массы грузов перевезенным автомобильным транспортом
навалочные и насыпные грузы составляют 7245 млн. тонн (64,6%), скоропортящиеся
грузы – 463,0 млн. тонн (4,1%), наливные грузы – 505,9 млн. тонн (4,5%) и
остальные 3006,1 млн. тонн (26,8%), подлежащие перевозке бортовыми
автомобилями.
При расчетах данных за 1990 год годовая производительность на один
списочный автомобиль в год была равна 755 тонн при этом использовались
следующие транспортно-эксплуатационные показатели работы автомобилей:
• продолжительность работы в сутки – 9,5 ч;
• средняя дальность перевозки – 26,2 км;
• среднесуточный пробег – 186 км;
• использование парка – 65%;
• использование пробега – 51,5%;
• использование грузоподъемности – 98%;
• средняя техническая скорость -31,9 км/ч.
Общая потребность сельского хозяйства на 1990 год составляла 3020 тыс.
грузовых автомобилей при средней грузоподъемности 5,1 тонны.
Из общего грузооборота, выполненного в 1990 году в сельском хозяйстве
автомобильным транспортом, на автомобили грузоподъемностью до 2,0 т приходилось
2%, грузоподъемностью 2,1...5,0 24%, грузоподъемностью 5,1...8,0 т – 54% и
грузоподъемностью более 8,1 – 20%.
Обеспеченность сельского хозяйства в 1990 году транспортными средствами,
по расчетам, дала возможность провести основные сельскохозяйственные работы,
связанные с транспортом, в сроки, близкие к оптимальным, что в свою очередь
позволила сократить потери условно (по неуточненным данным 1991 года) зерна до
30% от общих потерь или 10 млн. тонн; сахарной свеклы до 70% или 7 млн. тонн;
картофеля до 40% или 4 млн. тонн; овощей до 30% или 0,6 млн. тонн.
Исходя из этого, в 1990 году было получено дополнительно
сельскохозяйственной продукции на сумму около 2,5 млрд. рублей (по закупочным
ценам), а также были сокращены расходы, связанные с ежегодным привлечением
около 600 тыс. грузовых автомобилей из других отраслей народного хозяйства на
период уборки урожая.
Дальнейшее развитие сельского хозяйства должно было привести к увеличению
объема перевозок, а следовательно, и к увеличению парка транспортных средств и
численности людей занятых транспортными работами в сельскохозяйственном
производстве, поэтому транспортное обеспечение предполагалось за счет
увеличения производительности транспортных средств.
Повышение производительности возможно путем улучшения эксплуатационных
показателей транспортных средств путем:
• повышения грузоподъемности за счет увеличения выпуска крупнотоннажных
автомобилей, применения автомобильных поездов и улучшения дорог;
• повышения коэффициента использования грузоподъемности за счет подбора
грузов оптимально заполняющих кузов и применения специальных кузовов;
• повышения технической скорости за счет улучшения конструкции (скоростности)
автомобиля, улучшения дорог, лучшего крепления грузов и регулирования движения;
• уменьшения длины ездки с грузом за счет выбора оптимальных маршрутов и
улучшения дорожной сети;
• повышения коэффициента использования пробега за счет применения
автоматизированных систем управления транспортом, улучшения дорожной сети,
приближения стоянок и пунктов заправки транспортных средств к объектам
транспортных и транспортно-производственных процессов и организации пересменки
водителей на линии;
• уменьшения времени простоя транспортных средств под погрузкой и
выгрузкой за счет внедрения высокопроизводительных средств механизации
погрузочно-разгрузочных работ, координации работ погрузочно-разгрузочных
механизмов и транспортных средств. Улучшение эксплуатационных показателей
возможно в результате совершенствования конструкции и улучшения эксплуатации
транспортных средств. Совершенствование конструкции транспортных средств должно
осуществляться работниками автопромышленности с учетом требований, выдвигаемых
работниками сельскохозяйственного производства, занимающимися эксплуатацией
автомобилей. Улучшение эксплуатации транспортных средств должно осуществляться
работниками сельскохозяйственного производства.
Однако в результате реформирования народного хозяйства проведенного в
1985-1991 годах и последовавшего за этим развала СССР с заменой
социалистической системы на капиталистическую, по сельскому хозяйству и
промышленности был нанесен сокрушительный удар. Производство резко сократилось
в связи с чем потребность в транспорте резко уменьшилась.
После 1991 года транспорт сельскохозяйственного производства существовал
в основном за счет старых резервов (старых автотранспортных средств, машин и
механизмов). Обновление парка автомобилей за эти годы было незначительным.
Несмотря на значительное снижение сельскохозяйственного и промышленного
производства в условиях различных видов собственности и рыночных отношений
значение автомобильного транспорта для сельскохозяйственного производства
остается большим.
В этих условиях богатый опыт 1970-1990 годов по организации и
использованию автомобильного транспорта в сельскохозяйственном производстве
может быть успешно использован в современных условиях.